Остаться в России. Интервью с Ричардом Роном, генеральным директором Племзавода «Новоладожский»

Richard RhoneКомпания «Терра Нова» – один из лидеров рынка молочного производства в Ленинградской области. Мы поговорили с генеральным директором Племзавода «Новоладождский» Ричардом Роном, возглавляющим одно из крупнейших хозяйств группы и выяснили – какие цели ставит перед собой компания, какие коровы – лучшие и почему стоит перерабатывать свое молоко фермеру.

РР: В общей сложности у нас шесть ферм, две из них находятся в Ленинградской области – это ПЗ «Новоладожский» и ПЗ «Мыслинский», три в Псковской области (ПЗ «Вязье», Агрофирма «Черская» и «Дубровка» и одно хозяйство расположено в Самарской области – ПЗ «Дружба». Всего в компании около 6 000 голов, из которых примерно 50 на 50 породный состав делится между айрширами и черно-пестрой породой. В «Новоладожском» содержится 2450 фуражных голов.

DN: Айрширы не особенно распространенная порода в России. Почему был сделан выбор в их пользу?

РР: Айрширов можно назвать северной породой коров, которая распространена и успешно используется в Шотландии, странах Скандинавии. Наши фермы в большинстве находятся в северных регионах и айрширы тут не редкость. Молоко этих коров отличается высоким содержанием казеина и СОМО, что позволяет нам делать хороший и очень вкусный сыр.

DN: Рынок Ленинградской области достаточно конкурентный. Почему Вы решили войти в сектор переработки и почему выбрали именно сыры?

РР: Нам хотелось взять под контроль всю производственную цепочку. В пределах своего бизнеса мы производим большую часть кормов самостоятельно и точно знаем, что молоко у нас очень высокого качества. Многие из тех, кто его покупают у нас, используют его в сыроделии. Мне было интересно производство сыра Бри, мы отточили на нашем заводе навыки сыроделия и теперь производим Бри и некоторые свежие сыры итальянской группы. Мы считаем, что не уступаем многим европейским конкурентам в качестве.

Бренд под которым мы поставляем сыры называется Nova Artisana, завод пока небольшой, мы отправляем нашу продукцию в один супермаркет и некоторые пятизвездочные отели и рестораны при них. В линейке также выпускается молоко, кефир, сливки 4% жирности, французский Бри, итальянские сыры - моцарелла, буррата, страчателла, рикотта. В день на заводе перерабатывается 600-700 литров, а остальные 50 тонн молока мы продаем компаниям, среди которых Данон, Валио, и другие.

DN: Хороший сыр требует высокого содержания белка в исходном сырье. Молоко ваших коров удовлетворяет этому требованию?

РР: Да, среднее содержание белка в сыром молоке наших животных составляет 3,4-3,6%

DN: Показатели молока очень хорошие для северного региона. Хотелось бы узнать ваше мнение по перспективам развития молока в Ленинградской области. Достигла ли она своего предела?

РР: В целом я считаю, что сейчас, особенно летом, молока в Ленинградской области достаточно. Что касается перспективы развития, я вижу так, что будет две ниши: первая - это большие фермы, которые будут поставлять молоко на крупные заводы, такие как Галактика, Вимм-Биль-Данн, Valio, Данон. А вторая — это небольшие фермы, которые будут со своим производством или которые будут продавать на другие производства, тем самым займут другую определенную нишу. Ленинградской области повезло - Санкт-Петербург это 5 миллионов человек в пределах КАДа, плюс огромный приток туристов. Я надеюсь, что когда положение с коронавирусом улучшится, будет возможность экспорта в Европу, посмотрим, как будет развиваться ситуация.

DN: На Вас как-то отразилась ситуация с пандемией?

РР: Конечно мы испытали определенные трудности, в связи с тем, что сектор гостеприимства был закрыт. Основную поставку сыров мы осуществляли в рестораны и отели. Поэтому нам пришлось приостановить завод на месяц, мы использовали это время чтобы провести небольшую модернизацию Если же говорить про продажу сырого молока нашим основным покупателям, то в этом плане я не заметил какого-то изменения - в плане объемов, заказов, все было без изменений.

DN: Как Вы считаете, в России возможно современное племенное животноводство?

РР: У группы компаний «Терра Нова» две племенных фермы с айрширами и две фермы с голштинами имеют статус племенных заводов. Что касается Племзавода «Новоладожского», мы используем лучшее качественное импортное сексированное семя. На данный момент некоторых наших быков мы продаем на племенные станции. Также занимаемся продажей собственных нетелей, для которых использовалось семя из Канады, США и Скандинавии.

DN: В каком количестве в год реализуют айрширы?

РР: До нынешнего года мы наращивали собственное поголовье и нетелей не продавали. В «Новоладожском» у нас осталось на продажу в этом году 150 голов, еще на одной - 100 нетелей. В следующем году планируем реализовать примерно столько же, может быть и больше. Большим плюсом является то, что мы уверены в качестве своего молока и возможностях своих животных, и любой покупатель может попробовать молоко и другую нашу продукцию и оценить качество, посмотреть весь процесс – от кормопроизводства до готового продукта.

DN: В какие регионы Вы уже реализовали нетелей?

РР: Мы продавали нетелей в Оренбургскую и Ленинградскую области. Сейчас активно проявляют интерес к покупке компании из Татарстана и Калининграда. Хочу добавить, что айрширы - это достаточно интересный вариант для тех, кто расширяется и кто строит новые комплексы, потому что высокое содержание СОМО в их молоке дает хорошую цену за молоко, если предприятие собирается его продавать, либо это хорошая основа для производства собственной молочной продукции. Сейчас актуальный тренд на рынке – самому фермеру перерабатывать молоко и реализовывать на локальных рынках.

DN: Как Вы оцениваете, насколько перспективна технология эмбрионов в молочном животноводстве в России?

РР: На длинной дистанции у этой технологии есть своя ценность. Но нужно понимать, - чтобы применять эту технологию эффективно необходима очень хорошая база: отобрать лучших животных не по одной ферме, это должен быть лучший скот в пределах страны, а может даже и нескольких стран. Это должен быть очень высокий уровень и качество генетики. Перед этим необходимо будет использовать геномные тесты, чтобы определить какие животные подойдут больше всего.

DN: «Терра Нова» пользуется кредитами в молочном животноводстве?

РР: Я знаю, что есть несколько субсидированных кредитов. Но в компании я ответственен за цикл производства и не могу ответить на этот вопрос более подробно.

DN: Какие планы у Вас есть? И насколько они завязаны на господдержку?

РР: На одной из ферм мы увеличили поголовье, в общем мы проводили различные мероприятия по улучшению надоев на всех фермах. Но если говорить по поводу новой фермы, у нас выделена для этого земля, ранее все было в стадии проектирования, сейчас - в стадии получения различных разрешений на строительство и изучения вариантов финансирования.

DN: Какие планы у Вас по развитию собственной переработки и выхода в другие регионы?

РР: Однозначно мы планируем расширять наше производство молочной продукции, в частности - сыров. В планах через 3-4 года использовать половину сырого молока «Новоладожского» на мощностях собственной переработки. По поводу второго вопроса, на данный момент продукция продается только в Ленинградской области - мы хотим сначала сконцентрироваться на одном рынке, закрепиться и показать отличный результат.

DN: Как Вы пришли в молочную отрасль? Как попали в компанию «Терра Нова»?

РР: Я вырос на ферме своих родителей на границе Англии и Уэльса, ферма была небольшой, семейной - на 50 голов. Девять месяцев в году коровы находились на пастбище. Но с возрастом я понимал, что наша ферма не прокормит и моих родителей, и мою будущую семью. Постепенно мы продали дойных коров и некоторое время выращивали для другой крупной фермы телок. Потом я окончил университет в Англии по сельскому хозяйству с уклоном на молочное животноводство и бизнес-менеджмент. Далее я работал помощником управляющего на площадке с 4 000 га земли.

Два года спустя, в 2002 году, один из директоров сказал мне, что есть возможность поработать в Восточной Европе. Я переехал в Венгрию на границу с Хорватией и для меня это был опыт сравнимый с путешествием назад во времени, потому что это была частная ферма, но раньше она принадлежала государству. Когда я пришел, на ферме были 600 голов, которые давали по 3 500 литров молока в год, в процессе модернизации мы доросли до 700 голов, которые давали по 9 500 литров; также компания занималась переработкой жома и выращиванием подсолнечника. Потом произошла реорганизация для продажи бизнеса, конечно мне эти изменения дались тяжело, потому что всех этих улучшения я добивался потом и кровью. Но это был бизнес, и не мой. После этого около 4 лет я работал в Англии и Венгрии в качестве консультанта и управляющего на ферме. В Венгрии я работал еще на двух фермах - компаниях банкротах, которым мы помогали улучшать производство. Потом мне предложили съездить в Псков на шесть месяцев, чтобы провести оценку фермы «Добручи», а в итоге я там и остался надолго. Одна из ферм Терра Новы оказалась по соседству с этой фермой и они предложили мне работу.

DN: Какие советы Вам дали бы фермерам, которые решили начать свой бизнес?

РР: Таким производителям необходимо обогнать своих конкурентов - их молоко должно быть вкуснее, а качество должно быть стабильным. Иначе они смогут предложить только лишь более низкую цену.

DN: Как происходит кормление на ферме? Какой рацион животных?

РР: В основу кормления входит травной силос, который мы заготавливаем, а также зерносенаж из пшеницы, ячменя и ржи, потому что ферма находится слишком северно, чтобы выращивать кукурузу. У нас на ферме находится своя станция по производству премикса. Мы постоянно делаем анализ силоса и в случае изменений, корректируем состав премикса, либо рацион целиком. Что касается деления по группам, у нас есть коровы 1-го периода сухостоя, 2-го периода, группа новотельных коров, первотелок мы держим отдельно от коров до их подтверждения стельности для того, чтобы мы смогли им дать отличный старт для первой и дальнейшей лактации. Коров 2-й лактации мы держим отдельно по принципу показателя удойности: высокоудойные, средне- и низкоудойные Основной доильной установкой является карусель на 60 мест от компании Waikato, программа и оборудование от компании Afimilk.

DN: Что на Ваш взгляд, самое важное, что обеспечивает высокое качество сыра?

РР: Если мы говорим, про выход сыра, то важным показателем является выход казеина, чем молоко айрширов качественно отличается. Если взять сыр Бри, который мы производим, в среднем, из 10 литров молока голштинов можно сделать 1 кг Бри, из молока айрширов - 1,25 кг сыра. Если говорить про качество, то это соответствие всем процессам, поддержка чистоты и качества. Также наших сыроваров мы, например, учили реагировать на изменения в молоке, потому что жир и белок в молоке постоянно будет меняться, на это надо научиться быстро реагировать, чтобы принимать правильные действия.

DN: Спасибо за интересную беседу!

Источник: https://www.dairynews.ru/interview/ostatsya-v-rossii-intervyu-s-richardom-ronom-gener.html